Так получилось,
что наша сегодняшняя рецензия на Burnout Paradise совпала по времени с
подведением игровых итогов 2008 года, куда ей уже никак не попасть — консольные
версии, вышедшие почти год назад, мы в расчет не берем. А если бы это вдруг
произошло, Paradise не только играючи размазала по
стенке Race Driver GRID, нашу «Гонку-2008», но и наверняка отхватила пару-тройку
громких наград, придуманных экспромтом специально для нее. Если вы в курсе, что
такое Burnout, то без лишних объяснений поймете всю важность момента,
которого мы ждали восемь лет (!), с момента выхода первой части. PC-игроки с надеждой облизывались на Burnout 3: Takedown, когда Electronic Arts перекупили студию Criterion Games у Acclaim Entertainment. Надежда была: прежние хозяева, в отличие
от ЕА, регулярно обделяли PC вниманием. Но тогда Burnout так и не выбралась за пределы PS2, Xbox и PSP. Ожидание
стоило того — сегодня мы получили самую лучшую и современную версию игры, минуя
все промежуточные этапы. Burnout Paradise позволяет надолго забыть не только о ее
устаревших предшественниках, но и обо всех остальных играх жанра вообще. А это
уже хороший повод для небольшой переоценки ценностей.
День жестянщика
О том, чего
можно ожидать от лучшей аркадной гонки на земле, мы уже успели рассказать в
детальном превью в июльском номере «Игромании» за 2008 год. После этого нас так
и подмывало опубликовать вместо рецензии штук двадцать скриншотов из игры,
подписать их и выставить оценку. Последняя тоже не вызывала никаких сомнений
еще с момента первого знакомства с консольной версией, которая превратила
большую часть редакции в буйнопомешанных автогиков. При этом большинство из
моих коллег в особой любви к автогонкам не замечены, запускают их лишь изредка,
«по работе».
Если уж Burnout Paradise способна совратить тех, кому жанр не интересен в принципе,
то что уж говорить о поклонниках, которым на PC все это время был доступен только финский сахарозаменитель под
названием FlatOut. Вся прелесть Paradise не в
том, что она больше, эффектнее и дороже всех. Первое, что чувствуется при
знакомстве с игрой, — это порода.
Criterion Games демонстрируют хороший вкус во всем, начиная от
музыкального сопровождения (игра начинается под звуки ранних Guns N’
Roses, песня, конечно же, Paradise City), заканчивая дизайном и
режиссурой. Игра вообще не страдает блокбастерным занудством в духе Need
for Speed, она легка в общении и очень уютна.
Новые машины тут выдают прямо на свалке, длинные заставки между гонками отсутствуют
в принципе, а разобраться в тонкостях помогает местная знаменитость — диджей
Атомика.
Пока мы с
радостью первооткрывателей давим на газ и калечим свою первую машину, Атомика подмечает
все наши промахи и едко комментирует их, попутно намекая на то, что нужно
делать в этой ситуации. А между его репликами из динамиков будет мягко литься Depeche
Mode с перепевкой классической Route 66 или ария из оперы «Кармен» Бизе
— очень способствует усвоению материала. Атомика здесь вообще выступает главным
информатором о жизни города — подсказывает, куда еще можно съездить
прокатиться, удачно шутит и порой сообщает актуальную информацию о пробках.
Не битый, не крашеный
|
Мотоциклы и ночные гонки — самое главное отличие Ultimate Box от той версии, что вышла на консолях год назад. |
Хотя в Paradise City нет пешеходов, на дорогах всегда кипит жизнь, бал правит анархия. Мы уже привыкли,
что автомобили в Burnout существуют лишь для того, чтобы увидеть их,
разогнаться и тут же разбить — этот мини-спектакль вам не надоест смотреть до
самого конца. Одни и те же машины гнутся, бьются и разваливаются каждый раз
совершенно по-разному. А камера, в свою очередь, выхватывает самые эффектные
моменты. Вот вы только что на скорости протаранили настырного соперника, после
чего тот улетел в колонну припаркованных у обочины легковушек, расшвыряв их по
дороге. В неожиданное препятствие врезается пара не успевших увернуться
участников — и начинается: у одного с характерным скрежетом скручивает капот и
стойки кузова, другой в это время делает сальто в воздухе, теряя колеса и
двери.
От обреченных машин отлетают тучи мелкого хлама, кусочки стекла и
металла, а в самые острые моменты виртуальный режиссер еще и замедляет
съемку, позволяя увидеть все, что недоступно взору экспертов Euro NCAP
(европейский комитет по проведению независимых краш-тестов),
разбивающих машины на жалкой скорости 50 км/ч. В Burnout 300 км/ч — это
так, легкая прогулка с ветерком. Здесь даже длинные проспекты кажутся
неровными и извилистыми, а медленные гражданские легковушки вообще как
будто существуют в другом измерении. Но вы не волнуйтесь — на такой
скорости игра слегка помогает с подруливанием, так что реакция уровня
пилотов «Фомулы-1» не потребуется.
|
Джамп ту май Ягуар, бэйби! |
Все гонки в Burnout традиционно завязаны на авариях — даже в обычном заезде нет особого
стимула торопиться к финишу, ведь можно просто впечатать оппонента в опору
моста. А уж в режиме Road Rage аварии — это вообще основа всего. За выбитых с
трассы и уничтоженных соперников дают добавочное время, что позволяет
увеличивать победный счет до тех пор, пока своя машина не превратится в решето.
Не стоит думать, что игра не сбалансирована — гоняться впритирку с соперниками
тут интересней, чем в любом Need for Speed. В Paradise
впервые появилось ощущение машины — ее, в зависимости от типа привода, уводит
вбок при резком торможении и разгоне, да и по характеристикам авто заметно
различаются. Какие-то охотно дрифтуют на любой скорости, другие цепляются за
асфальт до последнего, а третьи вообще приемлют только одну возможную
траекторию — прямую. Причем дифференциация сделана не просто по принципу «чтобы
было» — все машины поделены на классы, каждый из которых заточен под разные
стратегии езды. Приземистые гоночные болиды развивают самые высокие скорости,
но очень хрупки. Тяжелые джипы и микроавтобусы обладают огромным запасом
«здоровья», одним касанием расшвыривают соперников по сторонам, но очень
неповоротливы. Идеальный вариант — машины для трюков, которые совмещают в себе
достоинства двух предыдущих классов и вдобавок замечательно прыгают.
В такие
моменты Burnout Paradise вызывает желание обязательно
прокатиться на каждом представителе автопарка (а это, на минутку, семьдесят
экземпляров) — обычно такие эмоции высекают исключительно серьезные симуляторы.
Но Criterion подошли к созданию автомобилей с таким
тщанием, что даже записали для каждого из них индивидуальный звук двигателя и
трансмиссии — даром что все они нелицензированные. В одном из интервью
разработчики упомянули, что сознательно не гонятся за лицензиями, ведь
вкладывают в создание каждой из своих машин почти столько же сил, сколько и
дизайнеры ведущих автомобильных марок. Что совсем не мешает им копировать
лучшие образцы из реального мира — знатоку не составит труда определить, где
тут Lotus Esprit, Jaguar E-Type или Ferrari F430. Которые, в лучших традициях серии, можно разрушить хоть
до основания — при особо сильных ударах от машины остается разве что скрученный
в узел силовой каркас кузова. Но если раньше все эти разрушения были заданы
скриптами, то сейчас любая трещина на лобовом стекле просчитывается в реальном
времени.
|
|
Смотреть на то, как бьются автомобили, в Paradise не надоест никогда… |
…ведь они каждый раз делают это по-новому. |
Кругом тонирован
Картинное
уничтожение дорогих и не очень автомобилей всегда удавалось Burnout лучше всех,
и уже за одно это ей можно было выставлять девять баллов и объявлять самой
красивой и адреналиновой гонкой нашего времени. Но Criterion поддали жару,
выпустив на PC не обычный порт годичной давности (мы бы не обиделись — игра нисколько
не устарела), а улучшенную и доработанную версию, The Ultimate Box. Она выходит также на Xbox 360 и PS3 и во многом отличается от оригинальной в лучшую сторону. Вместо
того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали
расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру
мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще
кое-что по мелочи.
|
Элвис не умер, говорите? |
Первым делом
нам, конечно, не терпелось опробовать в деле мотоциклы. Дотошность Criterion
сработала и здесь — двухколесные аппараты фантастически быстры и красивы, они еще
больше обостряют невероятное чувство скорости Burnout.
Их звук, который на средних оборотах кажется похожим на пылесос, хочется
слушать запоем, стоит лишь байку вдохнуть полной грудью и выйти на максималку.
Различных мотоциклов завезли в Paradise ровно четыре штуки — от легковесного
«уличного бойца» до тяжелого 1100-кубового шоссейника. Управляя ими, с
непривычки чувствуешь себя верхом на снаряде, выпущенном из катапульты. Носиться
по ночному городу на двух колесах поначалу настолько нравится, что какие-то
призы и гонки кажутся абсолютно ненужными. Только потом начинаешь понимать, что
мотоциклы можно было проработать и получше.
На наш
взгляд, сюда просто просится режим, в котором можно было бы соревноваться на байках
с обычными автомобилями. Нечто подобное было даже в Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4, где мотоциклист на трассе мог почувствовать себя практически
тореадором среди стада разъяренных быков, в роли которых выступали тяжелые
железные автомобили. С такой моделью повреждений, как в Burnout, противостояние
мотоциклов и легковых машин могло обернуться совершенно новым жанровым опытом.
Но сейчас байки нельзя даже разбивать, не говоря уже о гонках бок о бок с
соперниками. Criterion ограничились лишь скучными тайм-триалами и коллекционированием
чекпойнтов в полном одиночестве. На фоне блестящей проработки всего остального
это, по сути, единственный недостаток Ultimate Box, но
тут как раз такой случай, когда чем больше дают — тем больше хочется. Заядлым
байкерам остается лишь мультиплеер, в котором они смогут хотя бы помериться
рулевыми вилками с живыми соперниками.
|
Байки в Paradise всем хороши, но их, к сожалению, нельзя разбить. |
Еще один новый режим — Burnout Party. Идеологически он очень
напоминает мини-игры из обеих частей FlatOut, только вместо тела
водителя снарядом тут служат собственно машины. Которые, кстати,
несколько отличаются от тех, что доступны в синглплеере: приготовьтесь
увидеть биг-футы в сумасшедшей раскраске и розовые кабриолеты. Обычные
задания в этом режиме — выполнить несколько трюков, удержаться на
дороге или разломать какую-нибудь конструкцию. Но делать это нужно не в
одиночку, а в компании от 2 до 8 человек, которые по замыслу
разработчиков сменяют друг друга за клавиатурой. По большему счету,
Burnout Paradise не нужны подобные пятиминутные забавы — она и без них
полностью самодостаточна и способна увлечь небольшую компанию одним
только режимом Road Rage, где можно посоревноваться в количестве
выбитых с дороги соперников. А для компании, которая в одной комнате не
помещается, всегда есть мультиплеер. Сетевая игра тут сделана как в
лучших домах и позволяет соревноваться даже скоростью прохождения
каждой отдельной улицы, не говоря уже про стандартные гоночные режимы.
И не забывайте также время от времени заглядывать в электронный
магазин Burnout Store — сюда обещают выкатывать свежие бустер-паки,
добавляющие в игру кое-что интересное. О ближайших планах разработчиков
на этот счет читайте во врезке. На нынешний год у Criterion также
запланирован релиз многообещающего аддона Premium Pack, но что он будет
включать в себя и на каких платформах появится — пока не сообщается.
Говоря о
платформах, можно еще вспомнить прошлогодние обещания разработчиков полностью
переработать внешний вид PC-версии. Этого, конечно, не случилось — изменения
тут сугубо косметические. Где-то слегка повысили разрешение текстур и изменили
светофильтры в «аварийных» сценах, но, запуская игру на обычном мониторе, всего
этого можно и не заметить. Для полноты эффекта предполагается наличие у вас не
менее трех (!) одновременно подключенных мониторов. Но главное, пожалуй, достоинство
PC-версии в том, что она абсолютно не тормозит даже на очень скромной
(по нынешним меркам) рекомендуемой конфигурации.
|
Ночь тут не такая темная, как в NFS: Carbon, так что иллюминация от ускоряющихся машин освещает все вокруг. |
* * *
У Burnout
Paradise есть отличные шансы стать одной из лучших гонок 2009 года. Она не
просто великолепна сама по себе, она развивается, становится лучше, обрастает
дополнительным контентом и всегда остается на пике моды. Нам даже не сразу
удалось вспомнить, какая из гоночных игр за последние годы получала у нас
заслуженные 9,5 балла (правильный ответ — эпохальный симулятор Grand Prix 4),
но это просто потому, что на PC не было Burnout. Теперь
наконец-то есть.
ПЕРЕВОД: Русская локализация получилась очень неровной —
неплохо подобранный голос диджея контрастирует с топорно переведенными
текстами. Так, свалка в русской версии зачем-то так и осталась
«джанк-ярдом», труднопереводимое слово «Burnout» превратилось в
банальное «ускорение», а «Take Down» — в «жертву». Если вы имели
счастье видеть и слышать английскую версию, все перечисленное будет
неприятно раздражать.
Реиграбельность
— да
Классный
сюжет — нет
Оригинальность
— да
Легко
освоить — да
Оправданность
ожиданий: 100%
Геймплей: 10
Графика: 9
Звук и
музыка: 10
Интерфейс
и управление: 9
|